02 декабря 2011г. 14:10
Разработчики проекта поправок в Гражданский кодекс России убеждены, что без участия нотариуса невозможно создать фирму, которая смогла бы избежать претензий и корпоративных конфликтов. А глава Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Антон Иванов предупредил сторонников другой теории о последствиях ее реализации.
1 декабря в Москве на сессии о корпоративном праве в рамках Международного юридического конгресса, который проводится на базе РИА «Новости», члены рабочей группы, которую возглавляет Вениамин Яковлев, вступили в жесткую полемику со своими оппонентами, которые предлагают контролировать бизнес не «на входе», а «на выходе».
Свод поправок в ГК РФ, подготовленный рабочей группой во главе с советником президента РФ, председателем Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Вениамином Яковлевым во исполнение указа президента от 18 июля 2008 года «О совершенствовании гражданского законодательства». Позже общественности был представлен альтернативный проект поправок в ГК, подготовленный Минэкономразвития (МЭР) совместно с рабочей группой по созданию Международного финансового центра.
Разногласия в двух альтернативных проектах в основном касаются разделов ГК РФ, посвященных созданию и функционированию юридических лиц, а также корпоративным отношениям. В частности, критики «проекта Яковлева» считают, что этот проект создает бизнесу проблемы «на входе» – увеличивает уставный капитал для создания юрлиц, предписывает нотариальное заверение корпоративных действий. Оппоненты «проекта Яковлева» предлагают установить контроль государства над бизнесом «на входе» заменить контролем «на выходе» – привлекать к жесткой ответственности участников оборота за допущенные нарушения законодательства.
«Бизнес не хочет использовать нотариальную форму, не хочет контроля со стороны государства. Но как только он становится потерпевшим, то идет за помощью к государству. Нотариальная форма стоит денег, но она позволяет защитить от подделок», - заявил один из создателей «проекта Яковлева», судья ВАС Сергей Сарбаш. Его поддержал Евгений Суханов, который отметил, что наши бизнесмены предпочитают судиться по российскому праву, но в зарубежных судах. А зампред Верховного суда РФ Василий Нечаев подчеркнул: «Надо не провоцировать правонарушения, а не допускать нарушения прав».
Однако сторонники альтернативного проекта остались при своем мнении, они полагают, что процедуру создания юридических лиц надо упростить, но при этом ужесточить наказание за те нарушения, которые будут выявлены в деятельности юридического лица.
Подводя итоги дискуссии, председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов не оставил камня на камне в такой конструкции. Чтобы контроль «на выходе» был эффективным, придется, по мнению Антона Иванова сделать следующее:
Первое, надо сделать «как в Германии: налоговая давность – 10 лет, уголовная – 30 лет». Второе, что надо сделать, – перераспределить бремя доказывания по административным, в том числе налоговым делам. «Налогоплательщик должен доказать, что он не должен платить налоги, а налоговый орган доказывать обратное не должен», – пояснил глава ВАС РФ.
Третья мера – «изъятие имущества, которое было добыто путем мошенничества или обмана, у всех, у кого бы оно ни находилось, во всех юрисдикциях и какими бы правовыми способами его приобретение ни было прикрыто, изъятие всего и вся».
«Наконец, четвертое, что должно быть, – довольно длительные сроки уголовного наказания – 50 лет, 70 лет».
Антон Иванов предложил представителям бизнеса и их юристам серьезно задуматься, готовы они к такой ответственности «на выходе» или не готовы.
Иванов также высказал мнение, что вряд ли удастся организовать эффективное администрирование этой ответственности. Он привел статистику по судебным спорам органа по управлению имуществом одного из субъектов Федерации, который в судах взыскивал задолженность по арендной плате в пользу бюджета и выигрывал споры. «А исполнение по этим исполнительным листам – 1,5%. То есть государство в свою пользу взыскивает лишь 1,5% от тех сумм, которые присуждены судами», – отметил Иванов.
По его словам, «если жесткие меры будут так администрироваться, то равной ответственности для всех не будет, а будет избирательная репрессия».
← Все новости