На главную Написать нам Карта сайта

Новости →


Законодательство о саморегулировании

18 марта 2011г. 18:57

17 марта в Государственной думе прошло совещание на тему «Совершенствование законодательства о саморегулировании на современном этапе экономического развития: проблемы и перспективы».
В работе совещания приняли участие председатель Комитета Государственной думы по собственности В.С. Плескачевский, заместитель министра экономического развития РФ И.Е. Манылов, президент Федеральной нотариальной палаты М.И. Сазонова, президент Адвокатской палаты Москвы Г.М. Резник, представители юридических профессий (прокуроры, адвокаты, нотариусы, госрегистраторы, аудиторы и др.), учебных заведений, эксперты.
Мероприятие организовали Комитет ГД по собственности, Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Ассоциация юристов России, Фонд рыночных исследований.
Участники совещания обсудили вопросы, касающиеся саморегулирования как правового явления в России. О необходимости развития системы саморегулируемых организаций (СРО) говорилось еще в 2003 году в одном из указов Президента РФ о мерах по проведению административной реформы. Выступавшие отметили, что в стране сложилась такая ситуация, что в большинстве сфер деятельности правила и стандарты товаров и услуг устанавливает государство через ведомственные нормативно-правовые акты. В связи с этим появляется благодатная почва для коррупции. В рамках административной реформы была проведена большая работа по обобщению мирового опыта саморегулирования, сокращению регулируемых видов деятельности со стороны государства и снижения административного давления на бизнес.
Стандартизация деятельности или продукции обычно происходит в процессе диалога о цене и качестве продукта между институтами производителей и потребителей. При этом эксперты согласились, что в настоящее время механизм материальной гарантии исполнения обязательств производителей и предоставляющих услуги организаций – компенсационный фонд – в России представлен лишь в некоторых сферах и то фрагментарно.
Президент Федеральной нотариальной палаты М.И. Сазонова в своем выступлении отметила, что нотариат, не вписывается в организационно-правовую структуру саморегулируемых организаций. Тем не менее, это был один из первых институтов, который образовался в начале 90-х годов и имеет явные механизмы  самоуправления, саморегулирования, самообразования, самоконтроля. По словам Сазоновой, государство сделало очень смелый шаг, используя как дореволюционный опыт нотариата в России, так и международный опыт. «Мы смогли обеспечить свободный доступ потребителя к нотариальным услугам, ликвидировали очереди. Довольно быстро за счет собственных средств и кадров был увеличен нотариальный корпус вдвое, а в некоторых субъектах и в несколько раз, созданы нормальные условия для работы», – подчеркнула президент ФНП. Если раньше в России было порядка 1,5 тысяч нотариусов, то сегодня их около 8 тысяч и примерно 20 тысяч человек вспомогательного аппарата. При этом нотариат не получает у средств государства, хотя сам несет имущественную ответственность.
М.И. Сазонова остановилась также на недостатках в области нотариата. Первое – недостаточно прописанное правовое регулирование деятельности нотариата, размытое понятие нотариальной деятельности, организационно-правового статуса нотариуса, нет четкого разграничения компетенции между нотариальными палатами и органами юстиции.
Президент ФНП рассказала о конкретных мерах по модернизации нотариата, о готовящемся проекте закона о нотариате. В то же время она выразила уверенность в том, что обсуждая проблемы в сфере юридических профессий, прежде всего, необходимо позаботиться об элементах нравственной профпригодности, о чистоте рядов. Для саморегулирования должно быть четко прописанное правовое регулирование, определение внутренних стандартов, идеологических параметров СРО как структур, деятельность которых должна исходить из социальных принципов и установок, уверена М.И. Сазонова.
Большинство выступавших отметили, что переход к саморегулированию вовсе не означает полную свободу от государства. Речь идет лишь об одной из форм публично-правового типа регулирования. СРО должна стать инструментом государственного регулирования, максимально прозрачно и полно регламентированным законом с четко определенным функционалом и единым набором квалифицирующих требований.
По итогам совещания будут подготовлены соответствующие рекомендации.

 


← Все новости